Большая роль в эффективности качества воспитательно-образовательного процесса детского сада отводится материально-техническому обеспечению и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.
МБДОУ детский сад № 43 «Яблонька» расположен в двухэтажном типовом здании, в котором имеется:
- 6 групповых ячеек
- оборудованные прогулочные участки;
- музыкальный зал совмещен со спортивным;
- для укрепления здоровья и физического развития детей в ДОУ функционирует спортивная площадка;
- имеются специальные помещения для коррекционной работы с детьми (кабинеты специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога)
- медицинские блоки: кабинет медицинского персонала, процедурный кабинет); медицинское обслуживание осуществляется по договору врачами из Городской детской поликлиники №1;
- пищеблок;
- прачечная;
- имеется: выход в Интернет, копировальная техника, мультимедийное оборудование, ноутбук, проектор, музыкальные центры, магнитофоны;
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов
Одним из условий гармоничного, полноценного и всестороннего развития детей (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) является создание комфортной среды пребывания.
При создании предметно-развивающей среды нами учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Группы регулярно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности. Развивающая среда, которая открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.
Сведения о доступе к информационным системам
и информационно-телекоммуникационным сетям
МБДОУ «Детский сад № 43 «Яблонька»:
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В МБДОУ создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.
Информационная база МБДОУ оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в Интернет;
- разработан и действует сайт МБДОУ.
Техническая инфраструктура Информационной среды дошкольного учреждения включает в себя 5 компьютеров, 3 ноутбука, мультимедийное оборудование: 1 проектор, 3 принтера, 2 сканера, музыкальный центр, 1 видеокамера
Информационная система МБДОУ включает в себя бухгалтерскую программу 1С.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:
• повысить эффективность образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
• использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
• сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
Средства сетевого взаимодействия поддерживают оперативный обмен информацией в режиме электронной почты.
Почта активно используется для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.
В ДОУ создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада.
В ДОУ разработано и утверждено Положение об официальном сайте в сети-Интернет.
Аудитория сайта: педагоги, родители, дошкольники, социальные партнеры, органы управления образования города и области.
Информационное пространство МБДОУ включает в себя: электронную почту, локальную сеть с выходом в Интернет. Все компьютеры оборудованы лицензионными программами. Скорость доступа к сети Интернет по договору с РосТелеком (ООО»Система связи») –20000 Кб/с, скорость приема данных — 10220Кб/с.; разработан и действует официальный сайт.
Координация и информационно – методическое обеспечение официального сайта МБДОУ осуществляется заместителем заведующего Савельевой О.В.
По вопросам работы сайта можно обращаться:
по телефону: 8(4752) 72-53-92;
по электронной почте: apple-tree-43@yandex.ru
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Доступ обучающихся (воспитанников) в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен. Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы (читать).
Информацию о нашем учреждении в сети INTERNET можно найти на:
– Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях
– Официальный сайт Управления дошкольного образования Администрации города Тамбова
– Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
Медицинское обслуживание воспитанников МБДОУ «Детский сад № 43 «Яблонька» осуществляется медицинской сестрой городской детской поликлиникой имени Архиепископа Луки (ТОГБУЗ «Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г. Тамбова»).
В дошкольном учреждении организовано 4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник). Ежедневное меню составляется с учетом нормативных требований, возрастных норм и суточной потребности в основных пищевых продуктах. Двадцатидневное меню разработано в соответствии с нормами СанПиН.
Территория МБДОУ оборудована системой внутреннего и внешнего видеонаблюдения, электронной системой закрывания замков на входных дверях, калитке, воротах; установлены: домофон, системы АПС, ОКО-3.
В холлах созданы условия для мини — выставок детских работ и ведения просветительской работы среди сотрудников и родительской общественности детского сада по теме комплексной безопасности (пожарная безопасность, антитеррористическая деятельность, профилактика детского дорожно — транспортного травматизма).
Прачечная ДОУ
Залогом чистоты и уюта в детском саду является бесперебойная работа прачечной. Прачечная оборудована стиральными машинами — автомат, ванной, гладильными столами, электрическими утюгами, стеллажами для чистого белья, камерой для сушки белья.
Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка
в здании и на территории ДОУ.
В детском саду разработан паспорт безопасности (антитеррористической защищенности). В детском саду установлена «тревожная кнопка». Безопасность учреждения осуществляется так же посредством высокочувствительной системы дистанционной передачи пожарной сигнализации.
В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности:
- Систематически с сотрудниками детского сада проводится инструктаж по обеспечению противопожарной безопасности.
- Тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников в случае возникновении ЧС.
Безопасность образовательного процесса обеспечивается в ДОУ через:
- безопасную среду (закрепленные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности);
- правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям), лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте);
- мебель, подобранная по росту детей (маркировка мебели);
- маркировка постельного белья и полотенец;
- правильное освещение.
Территория ДОУ
Территория ДОУ достаточна для организации прогулок и игр детей на открытом воздухе. Каждая группа имеет свой участок. Площадки обеспечены необходимым оборудованием (снаряды для развития основных видов движений). Обеспеченность ДОУ отведенной ему территорией, его оборудование и оснащение, соответствует нормативам. Для защиты детей от солнца на территории каждой групповой площадки установлены теневые навесы. Игровые площадки оборудованы игровыми сооружениями в соответствии с возрастом. На территории детского сада разбиты цветники и клумбы, имеется огород. В теплый период года огород и цветники используются для проведения с детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в природе.
На территории ДОУ имеется площадка с разметкой по правилам дорожного движения, на которой проводятся занятия, практикумы и развлечения по правилам дорожного движения.
В ДОУ оборудована физкультурная площадка для проведения физкультурных занятий, гимнастики в теплый период года, праздников и развлечений, а также для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Сведения о возможности, порядке и условиях внесения физическими и (или) юридическими лицами добровольных пожертвований. Таким образом, в нашем ДОУ постоянно создаются и поддерживаются условия для всестороннего развития личности ребенка. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников, на развитие индивидуальных возможностей детей. Электронные образовательные ресурсы:
- http://www.edu.ru/ — Российское образование
- http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm — Всё для детского сада
- http://detsad-kitty.ru/ — ДетСад – стихи для детей и взрослых
- http://www.detskiysad.ru/ — Детский сад. ру — познавательные статьи
- http://1september.ru/ — 1 Сентября
- http://pedlib.ru/ — Педагогическая библиотека
- http://dob.1september.ru/ — журнал «Дошкольное образование»
- http://vospitatel.com.ua/ — сайт «Воспитатель»
- http://allforchildren.ru/ — Всё для детей
- http://playroom.com.ru/ — материалы для организации детского досуга
- http://www.solnet.ee/ — портал «Солнышко»
- http://www.i-gnom.ru/ — «Гномик» — информация о познавательном развитии дошкольника
- http://viki.rdf.ru/ — Детские электронные презентации и книги
- http://sibmama.ru/ — Презентации для детей
- http://900igr.net/ — игры и презентации для детей
- http://www.spas-extreme.ru — Портал детской безопасности
Доступная среда
План мероприятий (дорожная карта) по поэтапному повышению уровня доступности для лиц с ограниченными физическими возможностями.
http://apple-tree-43.68edu.ru/wp-content/uploads/2021/03/Дорожная-карта.pdf
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)
http://apple-tree-43.68edu.ru/wp-content/uploads/2022/08/Паспорт-доступности.pdf
Приказ о реализации мероприятий по обеспечению доступности учреждения для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Специальные условия обучения для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах
В дошкольном учреждении нет специально созданных помещений для детей-инвалидов. Но в дошкольном учреждении создается безбарьерная среда, позволяющая комфортно чувствовать себя воспитанникам, в том числе и лицам с ОВЗ. В учреждении оборудованы групповые помещения, для проведения практических занятий, приспособленных и для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной образовательной программы и ФГОС ДО.
ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Кабинет учителя-логопеда
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Кабинет учителя-логопеда предназначен для:
-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
-проведения индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
1.Оснащение кабинета:
-зеркала для индивидуальной работы;
-шкафы для хранения пособий;
-столы для детей;
-стулья детские;
-интерактивный сенсорный логопедический комплекс «Говорун»Данный комплекс оснащен различными развивающими играми для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основным направлением является — логопедия, т.е. развитие связной речи, звуковой и интонационной культуры, фонетического слуха
2. Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам
б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал,пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок «Четвертый лишний», набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».
в) картотеки: (атикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упраженения на релаксации.
г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Развивающие студии (для занятий с педагогом-психологом)
В детском саду организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. Развивающие студии расположены на первом этаже. В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Музыкальный зал
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводится ООД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр,учебно методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
Сведения о средствах обучения и воспитания, для использования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, это совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Средства обучения включают в себя печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал), электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные), наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски), демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели), игровое, спортивное и музыкальное оборудование. Образовательную деятельность с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья осуществляют воспитатели, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, учителя – логопеды, педагоги – психологи, педагоги дополнительного образования. Педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного дошкольного образования».
Методический кабинет
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Средства обучения и воспитания сформированы по видам:
· методическая литература;
· наглядно-методические пособия;
· дидактические пособия;
· наглядно-дидактические пособия;
· наглядные пособия
Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе созданы «уголки», которые содержат в себе познавательный и развивающий материал в соответствии с возрастом детей: конструирование, общение, изобразительное творчество. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО и является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
В дошкольном учреждении обеспечивается сбалансированное четырехразовое питание детей (завтрак, второй завтрак, обед и полдник) в соответствии с их возрастом и временем пребывания, согласно требованиям действующего СанПиН. Организация питания осуществляется в соответствии с 20-дневным меню. Учитывается энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам детей, его сбалансированность по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры, различные классы углеводов. Максимальное разнообразие рациона, высокая технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивает их вкусовые достоинства и сохранность пищевой ценности. В дошкольном учреждении имеется оборудованный пищеблок, откуда осуществляется выдача готовой продукции. Дошкольное учреждение не имеет столовой, прием пищи дошкольники осуществляют в групповых ячейках на специально оборудованных местах по количеству детей в группе.
Специальные условия охраны здоровья воспитанников инвалидов и детей с ОВЗ
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи, проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в МБДОУ функционирует медицинский и процедурный кабинеты. Медицинский кабинет оснащён необходимым оборудованием, инвентарем и инструментарием. На основании заключённого договора медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляют медицинские работники ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх.Луки г.Тамбова». Они организуют систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводят консультации для воспитателей, родителей, профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры). Также всем педагогическим составом пройдены курсы «Первая доврачебная помощь» .
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением оздоровительных мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяВоспитанники не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного класса (кабинета) в дошкольном учреждении нет. Количество компьютеров, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей – 4 шт. Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет с контентной фильтрацией. Оказание данных услуг осуществляется провайдером «Ростелеком».В МБДОУ функционирует официальный сайт детского сада , электронная почта: Официальный сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидам и лицам с ОВЗНа сайте дошкольного образовательного учреждения имеется страничка «Электронные образовательные ресурсы» рекомендуемые для использования педагогами и родителями в работе с детьми. Однако, доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам в детском саду не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В педагогическом процессе для развития познавательного интереса, повышения уровня и качества знаний у детей, применяются технические средства обучения для повышения уровня восприятия информации. В нашем детском саду имеются следующие технические средства обучения:
- интерактивная доска с комплектом программного обеспечения
- моноблоки, компьютеры, ноутбуки, колонки, комплекты дисков с ПО
- принтеры
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук)
- музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы)
- магнитофоны (в каждой возрастной группе)